Центр педагогики

Команда центра-люди причастные к будущему нашей страны, сохраняющие существенное в профессии, противостоящие негативным тенденциям в образовании и педагогике.

Тенденция 1

Все общеобразовательные организации работают на «всестороннее развитие» ребёнка
Вред: «развивать всё = не развивать ничего». Учебные планы и программы школ насчитывают десятки предметов, факультативов, вариативных курсов и программ внеурочной работы и дополнительного образования в разных предметных областях, каждый из них «важен» с точки зрения школы и родителей, но по итогам обучения чаще всего получается «всесторонняя недоразвитость».

Тенденция 2

Процесс обучения должен быть комфортным для ученика, недопустимы высокие нагрузки. Главное, чтобы дети были здоровыми, румяными и весёлыми.
Вред: Отсутствие запланированных трудностей и их преодоления в учебном процессе обесценивает образование как таковое и даёт мизерные результаты – в таком процессе ребёнок мало чему научается.

Тенденция 3

Учитель становится шоуменом, а не педагогомВажно рассказать и показать, то есть донести информацию как можно более необременительно и увлекательно.
Вред: Информирование ≠образованию. Превращать образование в развлечение и досуг, значит отказаться от будущего ребёнка. Эта тенденция приводит к тому, что мы имеем позитивных и тупых учеников, выполняющих не сложные, «игрушечные» задания, получающих за это «игрушечные» же награды – и все счастливы! Трагедия в том, что такие «плюшевые игруны» в кубики гарантированно отрезаны от будущих перспектив профессионального и социального роста и высоких результатов, почти всегда.

Тенденция 4

Цифровизация и электронное образование. Всё больше альтернатив «живому» учителю в форме электронного обучения, электронной школы.
Вред: Электронное обучение рассчитано на высокий уровень учебного самоопредления, организованности и ответственности ученика. Однако, в силу вышеупомянутых тенденций в школе почти нет учеников, у которых были бы сформированы эти качества. А электронная замена не может выполнить базовые задачи педагога: поставить соответствующую уровню конкретного ученика или группы/класса учебную задачу (заведомо трудновыполнимую для ученика в силу его актуальных возможностей); обеспечить её принятие и присвоение (самоопределение к задаче), а затем корректировать ученика в процессе и тренировка тех способностей, которые необходимы для решения задач такого рода.

Тенденция 5

Упрощение и минимализация времени взаимодействия взрослых с детьми.
Вред: Дети не становятся взрослыми в ситуации вынужденного многолетнего пребывания в «закрытом и защищённом от всех невзгод манеже», роль которого выполняет образовательная организация, когда взрослые говорят: «Ты самый хороший», «Для тебя всё самое лучшее», «Отдыхай и наслаждайся жизнью пока молодой». Таким образом, образование и родители избавляют молодых людей от иммунитета к трудностям и неприятностям жизни. Сегодня молодые люди не мыслят жизни без удовольствий: вкусной еды, гаджетов, развлечений, путешествий, самая приемлемая профессия – блогер, а лучше не работать вообще, ведь радость от труда, от преодоления сложностей не изведана.

Хотите лишить собственных детей будущего, «добейте» массовое образование и семейное воспитание, следуя этим пяти тенденциям. Они сами не смогут добиться ничего, даже если вдруг захотят.

Центр педагогики МИИУЭП ставит во главу угла задачи, позволяющие профессионально нивелировать даже самые негативные тенденции образования.

Цели и задачи центра

Цель: создание и поддержание механизма воспроизводства педагогической деятельности в современных условиях, обеспечивающего эффективность высокопрофессионального педагогического сообщества.

 

Основные задачи:
  • Сохранение и трансляция ключевых и действительного работающих на результаты педагогических идей, методов, методик, технологий.
  • Поддержка профессионального педагогического сообщества, способного слышать слушать друг друга.
  • Создание и реализация педагогических проектов в рамках реализации национального проекта «Образование»
  • Работа над позитивным имиджем, профессиональным достоинством и осознанным престижем профессии для молодёжи.

 

Рис.1

Тот, кто проходит путь в образовании, может действовать самостоятельно, без вмешательства педагогов и образовательных организаций вообще (Рис. 1).
Но Путь этот обычно длинный извилистый, требующий больших усилий и целеустремлённости от идущего. Более того, далеко не все достигают намеченного результата самоизменений. Наверное, поэтому особое уважение вызывают люди, которые сделали себя сами.

 

Рис.2

 

Что же делает педагог в самом общем варианте своей работы? В первую очередь организует правильную прямую траекторию прохождения пути самоизменений (Рис.2).

 

Рис.3

Усилия педагога направлены на создание предпосылок для организации оптимального режима достижения самоизменений, что не исключает максимум собственных усилий ученика. А значит педагог должен поставить соответствующую уровню конкретного ученика или группы/класса учебную задачу (заведомо трудновыполнимую для ученика в силу его актуальных возможностей); обеспечить её принятие и присвоение (самоопределение к задаче), а затем корректировать ученика в процессе и тренировка тех способностей, которые необходимы для решения задач такого рода. То есть ученик (образуемый) приобретает качественно новые или усиление имеющихся способностей (Рис. 3).

В этом случае можно говорить о гарантированном достижении образовательных результатов, что в самом простом и обобщённом варианте выражается следующим образом
Исходное состояние ученика Итоговое состояние ученика
Не знает
  • Знает
  • Умеет и может
  • Хочет
  • Готов
= Способность/компетенция – потенциальная характеристика состояния готовности целостности психо-физических механизмов деятеля к соответствию фиксированным нормам деятельности, включая рефлексивную самоорганизацию
Не умеет и не может
Не хочет
Не готов

Руководители центра

Иванов Александр Александрович

Инженер-механик, педагог, имеющий 30 опыт инновационного моделирования педагогической деятельности, методолог-консультант по организации управленческой деятельности.
Тренер и модератор работы учебных групп РАНХиГС по программам повышения квалификации управленцев социальной сферы по президентским программам «Управление в сфере здравоохранения», «Управление в сфере культуры», федеральный эксперт в сфере культуры, член научно-методического совета по методологии “Ассоциации Аналитика”.
Анисимов Олег Сергеевич

Доктор психологических наук, профессор, действительный член, Русской секции Международной академии наук, Международной академии акмеологических наук, Академии социальных и педагогических наук, Российской экологической академии, Академии социологических наук и местного самоуправления, Академии социальных и педагогических наук, Русской секции Международной академии наук.

Преподаватели центра

Направления деятельности

Направления Содержание работы Формы и результаты работы
Конструкторское бюро Научно-методическое, технолого-методическое, дидактическое обеспечение Чтения, конференции, форумы, антифорумы, регулярный семинар 2 среда месяца по темам на год, бюллетень ЦП 1 раз в месяц
Производственное бюро Образовательная работа, педагогический санаторий, педагогические команды ПП и ПК модули, в бакалаврскую магистровскую и аспиранскую программы, организация работы педагогических команд
Маркетинговое бюро Популяризация работы центра, издательская работа Фильмы, книги, бюллетени, встречи, живые и онлайн мероприятия
Экспертное бюро Экспертиза систем методической и педагогической деятельности Консультации, экспертная оценка и прогнозирование оптимальной траектории разворачивания дидактического и педагогического обеспечения образовательного процесса
Юридическое бюро Правовая база педагогической деятельности Консультации, в том числе и виртуальные
Архивное бюро Педагогика в именах и лицах Фильмы, сборники


Литература, аудио и видеозаписи семинаров

Программы центра

Акселерация фундаментальных и прикладных навыков в педагогической деятельности: проект “Точка кристаллизации”

Аналитическая деятельность в управлении: базовые навыки

Развитие аналитического мышления личности

Развитие навыков схематизации

Технология обработки большого объема информации

Логическая организация суждения и умозаключения

Управление развитием команды

“Читаем за 21 день”. Эффективная предшкольная и начальная подготовка в начальных классах школы