Аналитическая киногостиная

27 февраля 2021 года, в Центре современного психоанализа МИИУЭП для Вас к просмотру и обсуждению был представлен фильм «Подбросы» (Россия, Литва, Ирландия, Франция 2018 г.), режиссера Ивана Твердовского.

Режиссером и сценаристом фильма «Подбросы» (2018), который был представлен вниманию зрителей, является многообещающий молодой российский автор Иван Твердовский.

«Подбросы»-это фильм, жанр которого можно назвать «социальным кинокомиксом». Это новый фильм из трилогии российской аномалии И. Твердовского задает очень много вопросов, но не дает на них ответов.

Для Ивана Твердовского новая картина стала не совсем характерным продолжением творческого пути, потому что в этом фильме он избегает резких провокаций, как в том же фильме “Класс коррекции”, вызвавшем в свое время целую палитру эмоций у зрителя.

С первых же секунд картина громогласно заявляет, что будет всеми силами пытаться создать зрителю дискомфортное существование на ближайшие 85 минут, которые воспринимаются как два часа.

Сюжет фильма начинается с прибытия таинственной машины к интернату, из которой выходит неизвестная девушка и оставляет истошно кричащего младенца в бэбибоксе, больше походящего на мусоропровод. Далее мы знакомимся с Денисом, добродушным юношей, живущем в детском доме.

Однажды мать решает забрать Дениса из детского дома. Он искренне верит, что она поступает из материнских побуждений, но здесь все не так просто. У Дениса заболевание, из-за которого у него низкая чувствительность к боли. Оксана и круг «ее друзей» решает использовать юношу для постановки автомобильных аварий, чтобы выманивать деньги у богатых. Поначалу схема работает без сбоев, но случайная ошибка провоцирует серьезный конфликт. От прежней доброты и заботы матери не остается и следа, и окружающие вновь относятся к Денису, как к мусору. Когда ситуация достигает своего апогея, герой понимает, что в этом мире ему места определенно нет, и ему остается вернуться туда, где его хотя бы принимает таким какой он есть.

 В фильме есть определенные заигрывания с табуированной тематикой, потому что отношения Оксаны с Денисом несут в себе слишком открытый эротизм, чтобы проигнорировать тему инцеста. Во время сцен с этими героями И. Твердовский очень точно играет на чувствах зрителя и вызывает в нем чувство дискомфорта, но ни разу не пересекает грань дозволенного: хотя герои разгуливают по квартире в одном нижнем белье, часто обнимаются и признаются друг другу в любви, их отношения остаются сугубо родственными. Их связь   подчеркивает общее сюрреалистическое настроение ленты “Подбросы”. Но даже несмотря на отстраненность от действительности, Иван Твердовский верен себе и высказывается на острую тему. Если в «Классе коррекции» он фокусировался на недостатках в системе образования и отношении общества к инвалидам, а в фильме ”Зоология” затрагивал медицину, то в «Подбросах» он касается еще одной насущной и больной российской темы – судебной  и правоохранительной системы.

Ведущий киногостиной  ГАЛИЕВ Ринат Фаридович (кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, тренинговый аналитик и супервизор, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии – Россия, член Российского общества аналитической психологии, Международной ассоциации аналитической психологии, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги) предложил новый формат проведения киногостиной, определив его как   “Аналитическая кинотерапия”.

Такой формат, по мнению ведущего, включает целевой просмотр кинофильмов для исследования психологического состояния человека, его переживаний, и возможного психотерапевтического воздействия, возникающего в процессе самого просмотра и последующего обсуждения в группе. Ее целью выступает динамическое изменение состояния участников группы, их развитие в области психологии, психотерапии и психоанализа.  

   В ходе обсуждения фильма были затронуты темы травматических переживаний, обусловленных, например, социальными конфликтами, лежащими в основе проблем современных отношений, вечного противостояния черного и белого, роли отца и матери в современном мире, катарсиса и признания и многие другие.

 Ведущий киногостиной ГАЛИЕВ Ринат Фаридович, так же как и приглашенные эксперты: Геннадий Николаевич Тимченко, Екатерина Викторовна Бурмистрова, Александр Николаевич Харитонов, Игорь Евгеньевич Жмурин, Ирина Иосифовна Кац и другие участники киногостиной поделились своими точками зрения, и в ходе дискуссии ответили на многие вопросы, возникшие в ходе просмотра фильма.

Можно ли сказать о том, что «Подбросы» – фильм о “мертвой матери” и “мертвом отце”? Фильм о добре и зле? Об идеальном и реальном мире?  На эти и другие вопросы были высказаны различные точки зрения, которые позволили участникам киногостиной более шире посмотреть на проблемы, поднятые и представленные режиссером Иваном Твердовским в «Подбросах».

Благодарим участников киногостиной за совместный просмотр фильма, интересные размышления и идеи, прозвучавшие в ходе обсуждения.

Всегда рады видеть Вас участниками наших научных мероприятий!