Киногостиная Центра современного психоанализа «Нелюбовь»

27 марта в МИИУЭП прошла очередная киногостиная Центра современного психоанализа и Русского психоаналитического общества. Ведущими киногостиной Подольской Ольгой Геннадьевной и Жмуриным Игорем Евгеньевичем ее участникам был предложен к просмотру и обсуждению фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь» (2017 г.).

Кинорежиссёр и сценарист А. Звягинцев – обладатель «Золотого глобуса» (2015 г.), премии Французской киноакадемии «Сезар» за лучший иностранный фильм (2018 г.), лауреат главных российских премий в области киноискусства «Золотой орёл» и «Ника», лауреат премий Каннского и Венецианского фестивалей, дважды номинирован на премию «Оскар» и премию Британской киноакадемии BAFTA. В его фильмографии — «Возвращение» (2003 г.), «Изгнание» (2007 г.), «Елена» (2011 г.), «Левиафан» (2014 г.) и «Нелюбовь» (2017 г.).

В центре сюжета, представленного на киногостиной фильма, Борис и Евгения, которые после двенадцати лет брака не могут выносить друг друга. Впрочем, они изначально не любили друг друга, а теперь и вовсе не в состоянии жить под одной крышей. Каждый из них устраивает свою личную жизнь на стороне, у каждого из них свои дела, своя работа, свои интересы, в которых не находится места их сыну – Алеше.

Однажды он становится невидимым свидетелем очередной ссоры родителей и узнает, что в новом семейном укладе его родителей ему просто нет места и его, возможно, ждет детский дом.

Занятые собой, родители просто не замечают, что Алеша ушел из дома и уже два дня не появляется в школе, пока об этом не сообщает его учительница.

В полиции, куда обращается мать Алеши, не торопятся реагировать на «бегунка», а волонтеры после череды мероприятий разводят руками – по горячим следам найти мальчика не удается.

Нелюбовь родителей, кажется, может стать, а в конечном итоге и становится для мальчика смертельной…

Как и в своих предыдущих фильмах режиссер в «Нелюбви», в определенной степени, ставит нелицеприятный диагноз современному россиянину, утратившему веру, надежду и любовь, обменявшему светлые и теплые чувства на суррогаты, притворство и внешнюю респектабельность.

А. Звягинцев всегда очень тонко показывает зрителю подобную симптоматику. Так, например, в этом фильме примечателен диалог девушек, которых можно случайно заметить и услышать на заднем плане в сцене в ресторане: «– Девчонки, может выпьем за любовь?». «– Давайте лучше селфи сделаем!».

Но, нельзя построить счастье, перешагнув через другого, особенно через своего ребенка.

Конечно же Женю и Бориса нельзя просто так обвинять из-за их ошибок и необдуманных действий, у каждого из них свои проблемы, которые вовлекаю их в ту жизнь, которую они строят и проживают.

Мы видим эпизод, в котором показано взаимодействие Евгении с ее подавляющей матерью, которое для нее привычно с детства и от которого она любыми способами хотела сбежать, а сбежав, попадает в новые не менее проблемные отношения – брак с мужчиной, находящемся в зависимости от своего начальника, обстоятельств, которые он не способен преодолевать без потерь.

Евгении и Борису, выйдя из отношений, важно было бы разобраться в своих истинных желаниях, сложившейся ситуации, но они включаются в другие отношения, где остаются такими же несчастными, продолжают находиться в НЕЛЮБВИ, транслировать НЕЛЮБОВЬ.

Благодарим участников киногостиной за совместный просмотр фильма, интересные размышления и идеи, прозвучавшие в ходе обсуждения.

Всегда рады видеть Вас участниками наших научных мероприятий!