Экспертное бюро

На мысль о создании экспертного бюро в Центре педагогики нас навела забавная ситуация, которая, впрочем, заставила серьёзно задуматься.

А ситуация такая. Однажды первого сентября первоклассник не вышел из кабинета вместе с остальными ребятами. Напрасно родители беспокойно смотрели на выходящих, сына не было. Ещё больше они забеспокоились, когда из кабинета вышла взволнованная и растерянная учительница, а только потом их чадо насупленное и недовольное. Что произошло? Оказалось, что ребёнок не смог сдержать своего разочарования от первого дня и решил прояснить для себя ситуацию. «Чему я здесь научусь?»- спросил он после уроков у учителя, а выслушав ответ, возмутился – «Так значит ни водить автомобиль, ни зарабатывать деньги, ни делать бизнес я в школе не научусь? Тогда зачем мне это? Я не согласен ходить сюда!». Даже профессионального педагога поставили в тупик эти вопросы.

Сегодня потребителей накрыл ШКВАЛ предложений обучиться самым разным специальностям, языкам, супернавыкам и всему, что только возможно и невозможно. А ещё открыть собственную обучающую программу, платформу, школу и начать зарабатывать большие деньги. Но возросли и запросы к организаторам обучения от их потенциальных учеников: «А вы гарантируете мне здоровье, большие заработки, возможность двигать предметы взглядом…? А за счёт чего? А какие гарантии? А какова ваша ответственность за то, что у меня не получится?». Большинство свежеиспечённых школ не готовы давать такие гарантии, по очень простой причине – все думают, что научить можно, просто рассказав и показав. Часто даже если удаётся завлечь учеников, удержать их гораздо труднее, а обеспечить обещанные результаты ещё проблематичнее.

Снять названную проблематику на дальних подступах можно и нужно с помощью законов дидактики, дидактической и педагогической экспертизы.

А начинаем с основ:

Целесообразность. Соответствие выбранных обучающих материалов их подачи обещанным результатам, если я только смотрю и слушаю – делать не научусь, если я доверяю без понимания – не смогу сориентироваться в нестандартной не пройденной в обучении ситуации.

Наглядность. Все используемые в ходе обучения материалы, иллюстрации, видео, тексты, демонстрации подчинены получению образовательного результата, заявленного и желаемого учеником.

Доступность. Соизмеримость выбранного содержания и способов его освоения актуальному уровню ученика, его возрасту, способностям, готовности.

Последовательность. Постепенное, логически обоснованное освоение учебных уровней, каждый из которых является усиливающим предыдущие уровни и достаточным для достижение желаемых и заявленных результатов.

Полнота. Всё что необходимо для получения желаемых результатов и решения как самых типовых, так и самых сложных и редких задач для этого уровня обучения включено в учебный курс.

Удобство использования учебных материалов. Учитываются сложившиеся у людей навыки при предложении программ и форм материалов. Быстрое реагирование на вопросы, возникающие у обучающихся, наличие поддержки и обратной связи в освоении учебного курса.

Контролируемость результатов. И обучающемуся и тому, кто обучает должно быть очевидно, что результаты получены безо всяких отсрочек «Ну вот неделю-другую/месяцок/полгодика потренируетесь/поработаете/поживёте сами и увидите. А мы своё дело сделали/ свои деньги отработали» (нужное подчеркнуть).

Что мы просим предоставить для проведения экспертизы:

  1. Интервью с руководителем Школы, Программы, Курса и т.д.
  2. Встреча (это может быть серия интервью) с разработчиками и реализаторами учебных программ и курсов.
  3. Учебные и дидактические материалы.
  4. Обратная связь с обучающимися (возможно опрос или интервью, которые проводят маркетинговые службы заказчика).
  5. Готовность (можно без присяги) участвовать в коллективном улучшении учебных программ.

 

Что мы предоставляем:

  1. Развёрнутое экспертное заключение по всем критериям дидактической экспертизы (текст).
  2. Полные и обоснованные предложения по улучшению программы (текст).
  3. Предложения по организации улучшений совместно с разработчиками, реализаторами и службами поддержки учебных программ (текст и рабочие перепроектировочные события).
  4. Сотрудничество и сопровождение улучшений (консультации, организационная методическая и дидактическая поддержка).